Кинжал (Армянский мастер)

Кинжал в ножнах. Тифлис (?), работа армянского мастера, 1850-60-е г.г.
Армяне всегда имели репутацию трудолюбивого народа, но работы в области художественного холодного оружия менее известны. Редкий и интересный образец старинного оружия народов Российской империи.
— Необычный образец для истории холодного оружия, коллекций и музеев
— Экспонаты для музея и коллекция по истории Российской Империи и СССР
— Отличный ВИП подарок для бизнесменов армянского происхождения
— Отличный ВИП подарок для чиновников как напоминание о Дружбе народов Российской Империи и СССР
— Принадлежность к национальным костюмам народов Кавказа, этнография и культура.
Более подробно все написано в экспертизе ниже, но обратите внимание на его большие размеры, как небольшой меч. Про героизм армянского народа, участиве в Первой Мировой войне и трагические события 24 апреля 1915 года смотрите внизу краткую справку.

Кинжал (Армянский мастер)

Кинжал (Армянский мастер, Тифлис, 1850-60), цена 760 т.р.

Стоимость 760 000 рублей.

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На экспертизу представлен кинжал в ножнах. Тифлис (?), работа армянского мастера, 1850-60-е г.г.
Материал, техника: сталь, серебро, дерево, рог, бархат, кожа; ковка, золотая насечка, гравировка, чернь, филигрань, зернь.
Размеры: длина общая -66,5, длина клинка —51,6 см, ширина клинка-6,2 см, длина ножен -53 см
Сохранность: утрачен подкинжальный ножичек, кожа на ножнах пересушена, бархат потерт, выцвел. По полотну клинка очаги коррозии, потертости и незначительные утраты золотой насечки; на лезвии мелкие зазубринки. Вмятинки, царапины на приборе ножен, мелкие сколы на головке рукояти.
Клинок стальной, прямой, двулезвийный, с одним смещенным Вдоль дола расположены фигурные картуши с растительным орнаментом завитками и стилизованными птичьими головками. Все изображения сделаны в технике насечки золотом по стали. Тип и стилистика оформления клинка характерны для работ клиночных мастеров Закавказья первой половины XIX века. Рукоять выполнена из темного рога. Головка рукояти имеет форму стилизованной пальметты. Клинок скреплен с роговыми накладками при помощи трех заклепок с серебряными шляпками, расположенными на головке, черене и основании. Крайние шляпки полукруглые, выпуклые, подложены фигурными серебряными накладками. Накладка на головке выполнена в виде крупной цветочной розетки, нижняя накладка закрывает основание. Центральная шляпка имеет форму плоского сердечка. Поверхность накладок и шляпок отделана чернью и гравировкой. Край рукояти оформлен филигранной серебряной косичкой. Ножны деревянные, составлены из двух половинок: с правой обтянуты зеленым бархатом, с левой — коричневой кожей, предусмотрено гнездо для подкинжального ножика.
Прибор серебряный, состоит из фигурных устья и наконечника. Стороны устья I наконечника, обращенные к центру, имеют форму арки с навершием в виде тюльпана. Прибор закреплен на ножнах при помощи мелких серебряных гвоздиков.
Правая сторона прибора украшена растительным орнаментом, выполненным в технике гравировки и черни по дражиронанпому фону. Устье имеет фигурную прорезь, подложенную красным бархатом. С левой стороны на устье ножен чернью наведена надпись, выполненная армянской графикой. Рядом помещено стилизованное изображение предстоящего льва с мечом в лапе, обернувшегося вправо и процветший крест.
Наконечник, оканчивается небольшим шариком, украшен изображением крылатого змея, выполненного чернью. Пробирных клейм на деталях прибора нет.

ВЫВОДЫ
Конструктивные особенности и характер декора, представленного кинжал, позволяют отнести его к группе изделий, производившихся армянскими мастерами в Тифлисе, в середине XIX века. Исторически Армения часто становилась полем битвы соперничающих империй, поэтому искусство изготовления холодного оружия было неотъемлемой частью армянской ремесленной традиции. Кинжалы (арм. «дашуин»), как наиболее удобный и практичный вид оружия, использовались не только на поле боя, но и стали неотъемлемой частью национального мужского костюма, использовались во время разнообразных церемоний, охоты, а также могли использоваться и как вспомогательный хозяйственный инвентарь.
Кавказский регион славится производством холодного оружия, ставшего его своеобразной «визитной карточкой», поэтому выделить кинжалы, изготовленные именно армянскими мастерами можно лишь по отдельным элементам декора. Обычно кинжалы в «армянском стиле» отличает неглубокий гравированный с чернью растительный орнамент и наличие надписей, выполненных армянской графикой, которые могли содержать имя мастера, владельца или же буквы армянского алфавита использовались мастером в качестве элемента декора. Также армянские кинжалы часто отличала несколько удлиненная форма рукояти с головкой в виде стилизованной пальметты (она же «восточная арка») и фигурные волнообразные или треугольные с зарывающей основание рукояти с правой стороны.

Армянские мастера холодного оружия высоко ценились в Российской империи. Имена таких знаменитых армянских мастеров, как Элиаровы и Осипа Панова были известны далеко за пределами их родного края.
Согласно архивным данным из 454 мастеров оружейников, работавших на территории Закавказья в период с 1842 по 1917 год, 297 были армяне. Армянские мастера оказали влияние на производство и стиль кинжалов в Закавказском регионе. Они работали не только в городах и деревнях Армении, но в соседних регионах, таких как Грузия. Армянские оружейники изготавливали разные виды кинжалов В сельской местности и в провинции изготавливали простые изделия, отличавшиеся строгостью формы и грубостью украшений, которые могли и не иметь ярко выраженных национальных черт. В крупных городах, таких как Эривань и Тифлис, производились украшенные изделия, предназначенные для состоятельного заказчика.
Представленный на экспертизу кинжал относится к изделиям, изловленным в Тифлисе — крупном центре оружейного производства XIX века, где проживало и работало много армянских мастеров оружейного и серебряного дела. (По статистическим данным армяне составляли порядка 70% населения Тифлиса). Такой вывод можно сделать анализирую художественную программу оформления кинжала: сочетание традиционной закавказской орнаментики, характерной для изделий тифлисских оружейных мастеров с буквами армянского алфавита и христианскими символами Армении — процветшим крестом, связанным с культовыми армянскими каменными сооружениями хачкарами и львом. Хачкары создавались и устанавливались в честь военных побед, для увековечения событий, имеющих историческое значение, по завершении строительства храмов, мостов и других сооружений, а также как пограничные и указательные знаки на границах поселений, на перекрестках и как обереги.
Центральный символ любого хачкара — процветший, распустившийся, подобно Дереву или цветку, крест — символ новой, вечной жизни. Под крестом высекают круг символизирующий торжество христианской веры. Над крестом обычно изображают общие для всех христианских конфессий символы четырех евангелистов — орла, льва быка и ангела. Таким образом, изображение льва рядом с крестом на устье ножен возможно, аллегорический образ апостола Марка. Виноградные грозди, обрамляющие крест — символизируют евхаристию (‘пятое причастие).
Исходя из вышесказанного, представленный на экспертиз как кинжал в ножнах, изготовленный в одной из оружейных середине XIX века. Кинжал может стать достойным пополнением, как музейного собрания, так и частной коллекции, как образен оружейного и декоративно- прикладного искусства армянских мастеров середины XIX века.

Героизм и трагедия армянского народа в Первую Мировую войну

Исторически сложилось, что долгое время Тракия (северная, европейская  часть современной Турции с центром в Стамбуле (Константипополе) была много национальной и много конфессиональной территорией. Были греки, были евреи, были армяне.. До 1914 года Константинополь, так называемая «Европейская часть», был  международным городом, где была французская архитектура конца XIX века и посольства всех стран, включая России. А главное, в Константинополе находится и Собор Святой Софии, главный православный Храм всего христианского мира. Более подробно почитать про Святую Софию и историю Константинополя (Стамбула) на небольшом Путеводителе, составленным нашей командой. Там же описано и православное (русское, греческое, армянское.. кладбище, которое мы также посещали.

Стамбул-Константинополь. Фото коллекция авторов

Стамбул-Константинополь.  Архивы русской эмиграции в Париже

Первая Мировая война, Дарданелльская операция и армяне

Босфор и Дарданеллы были важной стратегической целью союзников во время Первой Мировой войны. Первую и очень неудачную Дарданелльскую операцию союзники провели 18 марта 1915 года. Крупнейший флот мира — Великобритании, огнем дальних мощных корабельных орудий размотал все турецкие креплости, охраняющие вход в Дарданеллы. Эскадра союзнков вошла в пролив, но случилось неожиданное. Пара кораблей подорвалась на минах, но юеда заключалась в другом. Узкие пролив в 2 км. легко простреливался с берега обычной полевой артиллерий турецкой армии. Великобритания, Царица всех морей, была разбита, а Турция обхявила этот день национальным праздником. Учитывая этот печальный опыт, союзники решили сделать десантную операцию и захватить все побережье, как этап захвата проливов.  На 25 апреля 1915 года была назвачена самая большая десантная операция Первой Мировой войны, с участием русских (крейсер «Аскольд») и евреев («батальон доставки боеприпасов на муллах»). Про саму десантную операцию, а также нашу выставку предметов из коллекции местного турецкого музея и галереи «Военная мысль»  вы можете почитать здесь:

Как мы писали выше, в Тракии проживало много армян, и часть их служила в Османской армии во вспомогательных, но вооруженных поразделениях. По замыслу Командования союзников, одновременно с высадкой десанта в Галлиполи 25 апреля 1915 года по всей Тракии должно было произойти вооруженное восстание из армянских частей и ополчения. Но где то произошла утечка информации, вероятно связанная с немецкой контрразведкой и произошла Великая трагедия армянского народа. Ровно за сутки до восстания и высадки десанта турецкая жандармерия и армия провели «контртеррористическую операцию» (выражаясь современным языком) по разоружению всех армян, которые должны были участвовать в востании. Не желая сдаваться без боя, многие армяне отчаянно сопротивлялись, но силы были неравные.. При этом турецкие «головорезы» не жалели ни детей ни стариков… Так произошла Великая трагедия армянского народа. Во многих странах мира правительства объявили официально этот день как День геноцида армян.

Но участие армян в Первой Мировой войне на стороне Российской Империи и союзников не ограничилось только Дарданелльской операцией. Некоторые армяне стали выдающимися военачальниками Российской Империи. Для таких офицеров и даже генералов кинжал армянского мастера был  «дедовским оружием», как у казаков.

В собрании галереи «Военная Мысль» имеется также редкое фото генерала Российской армии армянского происхождения.

Генерал Андраник Торосович Озанян, Георгиевский кавалер, Герой Первой Мировой войны, лидер национально-освободительного движения.

Генерал Андраник Торосович Озанян, Георгиевский кавалер, Герой Первой Мировой войны

Генерал Андраник Торосович Озанян, Георгиевский кавалер, Герой Первой Мировой войны

Генерал Андраник также проживал в Тбилиси, где был произведен этот кинжал армянского мастера. Как связан этот предмет с самим генералом или его подчиненными из армянской дивизии и корпуса, мы пока определить не смогли, так как любые фотографии являются редкостью. Но работа продолжается, очент интересно..