Японское копье Яри на древке

Японское копье «яри» на древке, XVIII век.

— самураи и история Японии
— восточные виды борьбы и содзюцу

Японское копье "яри" на древке

Японское копье «яри» на древке, XVIII век

Цена: 290 000 рублей.
Описание: холодное антикварное оружие, код: 710
Экспертиза.

Яри (槍) — это термин для обозначения традиционного японского клинка (нихонто)  в форме копья, или, еще более конкретно, копья с прямой головкой.

Боевое искусство владения яри называется содзюцу.

Считается, что ранние яри произошли от китайских копий, что эти хоко-яри относятся к периоду Нара (710–794 гг.). Хотя они присутствовали еще в ранней истории Японии, термин «яри» впервые появился в письменных источниках в 1334 году, и этот тип копья не был еще популярным до конца 15 века. Первоначальная война буси не была делом для простолюдинов; Это был ритуальный бой, обычно между двумя воинами, которые бросали вызов друг другу, стреляя из лука верхом. В конце периода Хэйан пешие сражения стали увеличиваться, и нагината, древковое оружие, стало основным оружием наряду с юми (длинным луком). Попытки монгольского вторжения в Японию в 1274 и 1281 годах были одним из факторов, изменивших японское вооружение и войну. Монголы нанимали китайских и корейских лакеев, вооруженных длинными пиками, и сражались плотным строем. Они двинулись большими отрядами, чтобы противостоять кавалерии.  Древковое оружие (включая нагинату и яри) было гораздо более полезным в военных целях, чем мечи, из-за их значительно большей дальности действия, меньшего веса на единицу длины (хотя в целом древковое оружие было бы довольно большим) и их большой проникающей способности. В период Нанбокучо групповые пешие бои стали главными, и важность нагината еще больше возросла, но яри еще не была основным оружием. Однако с Войны Онин в 15 веке в период Муромати начались крупномасштабные групповые сражения, в которых мобилизованные асигару (пешие войска) сражались пешком и в ближнем бою, а яри, юми и танегасима (японские фитильные замки) стали основным оружием. Таким образом, мечи в полной боевой обстановке были переведены в статус запасного оружия от Хэйан до периодов Муромати.
Примерно во второй половине 16-го века асигару с копьями (нагаэ яри) длиной от 4,5 до 6,5 м (от 15 до 21 фута) стали основной силой в армиях. Они выстроились в ряды вместе с солдатами, вооруженными огнестрельным оружием танегасима и короткими копьями. Пикинеры выстроились в линию в два или три ряда и были обучены перемещать пики в унисон под командованием. Все три великих японских копья были выкованы к XVI веку в период Муромати.
В конечном итоге яри стал более популярным, чем юми (длинный лук), как оружие самураев, и пешие войска (асигару) последовали их примеру и широко использовали их. С наступлением периода Эдо яри вышла из употребления. Большее внимание уделялось ближнему рукопашному бою, поэтому удобство мечей привело к их господству, а древковое оружие и стрельба из лука потеряли свою практическую ценность. В мирный период Эдо яри все еще производились (иногда даже известными кузнецами), хотя они существовали в основном как церемониальное или полицейское оружие.
Яри характеризовались прямым клинком, длина которого могла составлять от нескольких сантиметров до 3 футов (0,91 м) и более. Лезвия были сделаны из той же стали (тамахагане), из которой выковывались традиционные японские мечи и наконечники стрел, и были очень прочными. На протяжении всей истории производилось множество вариаций прямого клинка яри, часто с выступами на центральном клинке. Лезвия Яри часто имели очень длинный хвост (накаго); обычно это будет длиннее, чем заостренная часть лезвия. Хвостовик выступал в усиленную полую часть рукоятки (тачиучи или тачиуке), что приводило к очень жесткому стержню, из-за чего лезвие почти не могло упасть или сломаться.
Древко (нагайе или эбу) было разной длины, ширины и формы; Сделанные из твердой древесины и покрытые лакированными бамбуковыми полосами, они были овального, круглого или многоугольного сечения. Их, в свою очередь, часто оборачивали металлическими кольцами или проволокой (догане) и прикрепляли металлическим навершием (исидзуки) на торце. Древки яри часто украшали вставками из металла или полудрагоценных материалов, таких как латунные булавки, лак или жемчужные хлопья. Ножны (сая) также были частью полного комплекта яри.